Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
- ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
- Закон Тульской области №1989-ЗТО от 30.09.2013 «Об Образовании». (с изменениями на: 27.04.2017)
- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Введён в действие с 01.09.2016 г.).
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
1.Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
2.Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
3.Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Прием лиц с ОВЗ в ОУ
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в ОУ, если результаты обследования ПМПК не содержат в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу.
Для детей с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, создаются специальные условия обучения. Рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ
Адаптированная программа разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/тьютера;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
-
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности и условий ее доступности для инвалидов
-
Критерии соответствия ОУ требованиям по обеспечению его доступности для инвалидов, в том числе:
Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов (да/нет)
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
нет
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Нет.
Конструктивные особенности зданий МОУ «ЦО №14» (дата постройки здания п. Бегичевский, ул. Гайдара, д. 14 - 1947 г., дата постройки здания п. Бегичевский, ул Булкина, д. 6а - 1956 г; дата постройки здания х. Шахтёрский 1981г. дата постройки здания п. Романцевский, ул. Школьная, д. 12 - 1954 г.) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудование и персонал пищеблока МОУ «ЦО №14» покрывают потребность обучающихся в 2- х разовом горячем питании (горячий завтрак – (льготный и за счет родительских средств), обед - за счет родительских средств. Обучающиеся начальных классов и льготные категории обучающихся получают дополнительное питание в виде бесплатного обеспечения молоком.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.Детям с ОВЗ обучающимся на дому выплачивается компенсация на питание за счёт средств бюджета области, в размере, установленном правительством области.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Здания МОУ «ЦО № 14» оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в Учреждении функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет педиатрическая медсестра ГУЗ «Богородицкая ЦРБ.ОУ определяет оптимальную учебную, внеучебную нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул в соответствии в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10.
Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ «ЦО № 14» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, документ-камеры.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
На период обучения детям предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Нет
Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся
недостатков в обеспечении условий доступности объекта для инвалидов
Критерии соответствия объекта требованиям по обеспечению его доступности для инвалидов, в том числе: |
Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов (да/нет) |
выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов |
нет |
сменные кресла-коляски |
нет |
адаптированные лифты |
нет |
поручни |
нет |
пандусы |
нет |
подъемные платформы (аппарели) |
нет |
раздвижные двери |
нет |
доступные входные группы |
нет |
доступные санитарно-гигиенические помещения |
нет |
достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
нет |
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения |
нет |
дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля |
нет |
дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией |
нет |